Студия восточного танца ДЖУМАНА г. Пермь

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Цыганский танец

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

Девочки, у кого есть время - собирайте сюда информацию по цыганским танцам.

2

Немного о цыганском танце:

(Цыганские танцы – это не только потрясти плечами и помахать юбкой!!!)
Цыганские танцы, песни и игра на гитаре прежде всего воспринимается как ослепительное шоу, яркий музыкальный спектакль. Звон гитар, гипнотический ритм дробей, вихрь резких движений – всё это завораживает, вовлекает в магический круг. Но главный секрет притягательности, по моему мнению, в том, что под внешней красотой сценического действа скрывается глубокий внутренний смысл.
Настоящие цыганские танцы не имеют готового сценария, в танце есть всегда место импровизации, выражению живого, искреннего чувства.
Цыганское искусство – это целый мир, который имеет свою историю, свой язык, свои особенности.
Цыганская музыка по сути несет в себе больше грусти, чем радости. Это крик души, облечённый в форму песни.
Исполнитель цыганского танца, пения раскрывает своим искусством и личную драму, и горести многих поколений…
Нельзя исполнять «цыганское искусство» на одном лишь профессиональном мастерстве: артист должен быть вдохновлён, иметь особое внутренне состояние, и тогда песня станет – магией, а танец – шаманством!
Цыганский танец имеет существенный плюс: в нём не существует никаких возрастных ограничений! Танцует и стар и млад!

Основная особенность танца – это сочетание выразительной пластики рук со сложными дробными выстукиваниями. Кроме этого множество красивых и завораживающих движений. В цыганском женском танце используюся – работа с юбкой, с бубном, с шалью.
Движения рук танцовщицы необыкновенно чувствительны и разнообразны: они то обнимают и ласкают невидимого возлюбленного, то рассекают воздух подобно клинку, передавая любые эмоции исполнительницы.
Неотъемлемая часть цыганского танца – это подол юбки, с которым играет танцовщица. Держа её в одной или обеих руках, танцовщица делает широкие волновые движения, отчего юбка вздымается каскадом оборок.
Дроби – ещё один характерный признак этого танца. Дроби используются и мужчинами, и женщинами, хотя долгое время считалось, что резкие удары о пол не могут исполняться танцовщицами, так как они напрямую ассоциируются с мужской силой и удалью.

ТЕХНИКА ТАНЦА
Основные правила для начинающих:
1.Всё время следим за осанкой!
Ни одно движение в вашем исполнении не будет выглядеть эффектным, если исполнять его с сутулыми плечами.
2.Ножки, как у балерины.
Чтобы ваши движения смотрелись грамотными и элегантными, необходимо применять главный принцип классического танца – выворотность. На практике это означает, что стопу надо ставить на пол, не косолапя, то есть носком не вовнутрь, а наружу. Идеальная балетная выворотность не требуется: носочки должны быть лишь слегка смотреть в стороны.

Главная сложность - это необходимость сочетать плавные движения рук с более быстрыми по ритму дробными выстукиваниями. Сначала необходимо разучить отдельные, базовые движения рук и ног, отработать их, а затем уже применять в различных связках и комбинациях.

ТЕХНИКА РУК
В первую очередь восхищают и приковывают к себе руки танцовщицы. Это похоже на колдовство: не останавливаясь ни на секунду, они изгибаются, как змеи, и плетут чудесные узоры. Руки кажутся бескостными, настолько гибки и пластичны их движения, в каждом из которых одновременно участвуют и плечевой сустав, кисть и все пальцы. Кажется, что повторить это невозможно. Но любая сложная вещь делится на более простые элементы, которые можно детально изучить и потом сложить воедино.
Какими бы замысловатыми ни были движения рук танцовщицы, всё же можно выделить несколько базовых позиций, которые в дальнейшем дают бесконечное число вариаций.
1.Круговые вращения, которые в целом можно разделить на перевороты «на себя» и «от себя». Руки разведены в стороны, на месте делаем перевороты кистями. Правая рука наверху, левая рука вытянута вперед, делаем перевороты левой и правой рукой, меняем руки. И бесконечное число вариаций..
2.Плавные тянущиеся движения кистями (опускаем вниз кисть и тянем наверх). Руки разведены в стороны, поднимаем тянущим движением руки вверх. И бесконечное число вариаций..
3.«Рисуем» перед собой кистями восьмёрку. Одна рука тянется наверх, вторая рисует восьмерку. Повторить с другой руки.
4.Руки перед грудью, ладони смотрят вверх. Начиная от мизинца, загибаем поочередно палец за пальцем, приближая их к запястью. Выполняем движение, постепенно увеличивая темп, добиваясь эффекта веера. Руки разведены в стороны и поднимаем руки наверх: кистью делаем переворот и раскрываем «веер».
Варианты движений рук бесконечны, каждая хорошая танцовщица может привнести что-то своё. При выполнении любого из этих движений действуют следующие принципы:
1.Голова реагирует на движения рук. Должно быть ощущение, что ваш подбородок и работающая рука (руки) связаны невидимой нитью: если, например, руки поднимаются вверх, то подбородок тоже приподнимается, если рука уходит в сторону, то взгляд следует за рукой.
2.Движение кистей и пальцев должны быть амплитудными, выразительными, а не механическими. Нельзя «склеивать» пальцы, между ними должно быть ощущение воздуха.

ДРОБИ
Невозможно остаться равнодушным, когда темпераментная танцовщица начинает всё быстрее и быстрее отстукивать дроби, сама отдаваясь этому ритму и вовлекая в трансовое состояние всех присутствующих. Дробь – своего рода трюк, который всегда привлекает внимание зрителя и говорит о высоком мастерстве исполнителя.
Особая сложность дробей состоит в том, что руки при этом «не молчат», а тоже танцуют, плетут узоры, двигаясь в своём режиме. И хотя со стороны кажется, что всё это совершенно недоступно пониманию простого смертного, научиться этому можно. Единственное и главное условие – наличие чувства ритма.

ПОВОРОТЫ
Красивые и грамотные повороты – украшение любого танца, вне зависимости от того, классика это или модерн, эстрадная или характерная хореография. В цыганском танце используются самые различные вращения, замедленные и стремительные, на месте и в пространстве. Для придания необходимой экспрессии и выразительности при поворотах используются разнообразные движения рук и юбки.
Рекомендации:
1. Кружась, старайтесь не блуждать взглядом по залу, а максимально возможное количество времени удерживать голову в одной точке движения.
2. Совершенно не обязательно уметь делать повороты в обе стороны: в силу индивидуальных психофизических данных каждый из нас предпочитает движения либо влево, либо вправо, в зависимости от того, какая сторона тела у него «умнее» и послушнее.
«Поворот на месте» - переносим вес тела на левую ногу, одновременно снимая руки с бёдер. Приоткрываем правую ногу и ставим её за опорную. Выполняем плавный поворот на двух ногах. Левая рука наверху, правая – перед грудью. Докручиваемся в исходную позицию, закрываем руки на бёдра.

3

Вот цыганский танец с платками в медленном темпе.

4

Вот цыганский балканский танец

5

6

Немного из истории цыганского танца...  (информация с сайта http://www.dancers.su/rus/opis/gyp.html)

Многие предполагали, что родиной цыган является Египет. Однако  в 1855 году было доказано их индийское происхождение. В древней Индии существовала каста «Dom». В нее входили бродячие певцы и музыканты, которые кочевали по северной части Индии. Они занимали в кастовой системе самое низкое положение и имели статус неприкасаемых. Каста эта существует в Индии и сейчас.

Переселение цыган из Индии началось в 5-м веке в связи с начавшимися междоусобными войнами между индийскими княжествами, голод и нужда заставили бродячих артистов (цыган)  искать счастье в других странах. Цыгане двигались на запад, постепенно перенимая обычаи других народов. Цыганские традиции, язык, привычки вбирали в себя культуры других народов.
Из-за своего кочевого образа жизни цыгане не имели стабильного заработка, поэтому часто занимались попрошайничеством, гаданием,  воровством. Но пение и танцы всегда занимали в жизни цыган важное место. По танцу можно определить характер народа, цыганские танцы отличаются частой сольной программой, даже когда на сцене цыганский коллектив, в танце много сольных партий. Соло в танце определяют независимость и стремление к самостоятельности и независимости - вольные люди.  Цыганский мужской танец насыщен хлопками и синкопированными дробями. Складывается впечатление, что танцоры - цыгане просто балдеют от себя и как бы прислушиваются к своему телу, выбивающему сложный ритм.

В разных частях света цыганский танец исполняется по разному, поменялось и музыкальное сопровождение, единственное костюмы не претерпели больших изменений.
В цыганском танце следует отметить три направления, которые завоевали наибольшую популярность:
-фламенко (танцы андалусских цыган),
-цыганская венгерка,
-русский цыганский танец.

В Испании – в цыганском танце основной упор делается на дроби, как у мужчин, так и у женщин. В испанском цыганском танце используются более строгие постановки корпуса и рук, много синкоп. Это серьезный танец, отличительная особенность в позициях рук с растопыренными пальцами.

В Венгрии - это более широкие движения цыганского танца, танец более веселый, чем в Испании. Существуют дроби, не такие сложные, как в испанском цыганском танце. Много вращений, “хлопушек” (хлопки руками по разным частям тела) у мужчин. Отличительная особенность - много движений за короткий промежуток времени и быстрое передвижение по сцене.

В России – цыганский танец, пожалуй, имеет самое веселое и жизнерадостное исполнение.  Часто цыганский танец исполнители танцуют без сольных партий. В этом танце у мужчин не так много дробей, как сложных темповых “хлопушек” (хлопки руками по разным частям тела).  У женщин в цыганском танце широкие движения в ногах, нет четких поз в руках. Много пластичных движений для тела.Популярность цыганского танца в его открытости и относительной простоте исполнения. Что касается России, то, например, не одна свадьба не обходится без цыганского танца – “цыганочка”.

Кроме того танцы подразделяются по стилю (манере) исполнения: (http://ru.wikipedia.org)
- таборный,
- сценический,
- уличный
- и салонный.

Таборную манеру танца отличается бессистемность и разнообразие движений, расчёт на демонстрацию виртуозности перед соплеменниками. В такой манере танцуют в своём кругу: на семейных праздниках, дома, на дискотеках.

Сценическая манера рассчитана на эстрадное и театральное исполнение и, вследствие, большое расстояние до зрителя, зрелищность. Исполняется артистами.

Салонный танец — фактически вариация сценического, рассчитанная на отсутствие сцены, сравнительно небольшое замкнутое пространство. Исполняется артистами, в ресторанах, на дому у клиента и в тому подобных местах.

Уличная манера танца появилась при уличном исполнении танца и фактически является предшественником сценической манеры. В данный момент так называется импровизационная манера танца, сочетающая в себе элементы салонного и таборного танца, рассчитанная на возможность выбрать оптимальные движения с учётом сложившейся обстановки: количества зрителей и расстояния до них, доступного пространства, особенностей пола, покрытия улицы, почвы, и музыки.

7

Особенности исполнения танца:(информация с сайта http://www.dancers.su/rus/opis/gyp.html)

Особенность, которая выделяет цыганский танец, это его композиция – постепенное нарастание темпа, от медленного, до бешеной дикой концовки.
Композицию цыганского танца можно разделить на три части:
– первая часть – это медленный или спокойный темп - танцор появляется на сцене и “рекламирует” себя, а у цыган красиво “продать” себя великое искусство. В первой части цыганского танца используются широкие позы, прогибы в спине, игра женщин и мужчин друг с другом.
- Средняя часть цыганского танца – это непосредственное развитие танца. Музыка набирает темп, движения танцоров становятся быстрее, “хлопушки” (хлопки руками по разным частям тела) и чечетки у мужчин, крутки (вращения), широкие прыжки у женщин и постоянная смена танцевального рисунка.
- Концовка цыганского танца – это бешеный ритм и короткие выстреливающие движения. Танцоры дробят с хлопками, танцовщицы вращаются с широкими юбками, делая неповторимые сценические узоры из юбок. Бешеная концовка в цыганском танце заводит даже самого флегматичного зрителя.

8

Цыганский танец ценился в России ещё в XVIII веке. В ранних документах он упоминается даже чаще, чем пение.

Сейчас трудно сказать, как выглядел таборный танец двести с лишним лет назад. Литературные источники позволяют лишь сделать вывод, что он был очень вольным и экспрессивным. Несомненно и то, что русские цыгане очень многое позаимствовали от коренного населения. Хореографы отмечают, что большинство ныне существующих движений взяты из крестьянской пляски. Таборный танец начинался с «проходки» по кругу и продолжался в том же духе. Просто в таборах сумели переосмыслить русскую хореографию, внести своеобразную манеру, расставить неожиданные акценты. Именно это и привлекало публику. Она видела нечто родное — но в экзотической аранжировке.

Собственно говоря, именно такова была причина успеха цыган во всех странах Европы. Повсюду они интерпретировали местный фольклор, внося в него ориентальный лад. Между танцами испанских, венгерских, болгарских и русских цыган нет почти ничего общего. Но в каждой стране зритель ощущает дух свободы, которым веет от пляски «кочевого племени».

http://www.svenko.net/dance/index.htm

9

Костюм для цыганского танца:

http://www.gypsy-life.net/images/Tanetz/Sharkozi/Patrina-08.jpg
http://www.gypsy-life.net/images/Tanetz/Sharkozi/Patrina-10.jpg

10

http://devi-dance.ru/wp-content/gallery/gypsy-rosered/thumbs/thumbs_rosered.jpg

11

http://www.4dancing.ru/files/u10/zrek17.jpg

12

http://s56.radikal.ru/i152/1107/69/a86a7fca28bd.jpg

13

http://s43.radikal.ru/i100/1107/01/4023801cd674.jpg

14

http://www.svenko.net/img/dance_photo/014-Roza-Danchenko.jpg[взломанный сайт]

15

Правила моделирования цыганского костюма ( информация взята с сайта lyalyachornaya.narod.ru)

1. Живот должен быть закрыт! Пупок ни в коем случае не показывать.
2. Юбка шьется с поясом на талии. Резинку в пояс вставлять нежелательно. Представьте, вы исполняете движения танца на коленях, потом встаёте, нечаянно наступаете на юбку и… см.пункт 1.
3. Ноги выше колен оголять нельзя, поэтому надевается подъюбник. В танце можно приподнять юбку, чтобы показать движения ног, но не выше колена.
4. Костюм не должен быть «сексуальным». Это всё-таки не восточный танец живота, а танец цыганский. Не забывайте о цыганских обычаях — скромность и целомудрие цыганских девушек и верность мужьям цыганских женщин.

Таборная пляска по традиции исполняется босиком. Юбка для таборной пляски не должна быть широкой, так как изначально в таборной народной пляске юбку не использовали. Танцевальные элементы с юбкой пришли в цыганский танец позже, на эстраде. Юбка для таборной пляски шьётся ярусами из разноцветных пестрых тканей. Такая юбка не должна быть очень длинной, щиколотку оставляют открытой, это нужно, чтобы было видно работу ног танцовщицы.

Эстрадный цыганский танец исполняется в туфлях на каблуке (лучше невысоком и устойчивом), — удобных, «севших» по ноге, т.е. принявших форму стопы. Юбка для эстрадного цыганского танца — широкая, не меньше, чем «двойное солнце», с оборкой. Длина — до щиколоток, такая, чтобы на нее случайно не наступить во время танца. Ткань для юбки должна быть легкой, но плотной, не мнущейся, хорошо драпирующейся. Натуральные ткани мнутся и вытягиваются, поэтому нужно покупать искусственные. Например шелк, шелк-атлас, крепдешин, креп-кашибо, креп-шифон. Узор на ткани — цветы или однотонная, с цветастой оборкой. Сверху можно надеть корсаж или плотный пояс. В нижний край оборки иногда вшивается тонкая леска, чтобы нижний край оборки был пышным.

Блузка для эстрадного цыганского танца должна быть приталенной, может открывать талию (не живот!), но не очень сильно. Не следует забывать, что вы исполняете не танец живота для услаждения мужских взоров. Рукава могут быть длинными облегающими, короткими (крылышки), до локтя или 3/4(с оборками или воланами). Если очень жарко, у вас красивые руки и хорошо сделана эпиляция, то можно и без рукава. Часто шьют блузку с зап́ахом, пояс завязывается спереди или сзади.



создать форум