Трайбл (Tribal Bellydance) является среди направлений танца живота одним из самых молодых. Трайбл — стиль американской школы беллидэнса. Это целый культурный пласт эклектики танцевальных движений, костюмов и музыки, заимствованных у различных народов Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Испании и Индии. Это многогранный танец, основанный на этнических элементах, прошедших современную обработку.
Tribe в переводе с английского означает «племя, род», соответственно, tribal — «племенной, принадлежащий какому-либо племени».
Этот необычный для России стиль появился в США во второй половине XX века. Его основоположница — Джамила Салимпур (Jamila Salimpour). Изначально она занималась стилем кабаре (Cabaret Bellydance, или, как его еще называют, американский ресторанный стиль — American Cabaret). Это классический беллидэнс, получивший название от мест, где он танцуется: кафе, бары, рестораны. В то время в Америке танец живота как таковой был практически неизвестен, а все знания о нем ограничивались его голливудским представлением. Все его элементы: бра, пояса, шифоновые юбочки — навеяны Западом. Женщины разделись и стали танцевать для мужчин: это уже был стриптиз, а свое историческое, сакральное значение беллидэнс потерял совсем. Танцовщицы, с которыми Джамила занималась кабаре беллидэнсом, стали уходить из этого направления, потому что их не устраивало отношение общественности к их роду деятельности. Тогда Джамила Салимпур собрала труппу из сорока человек под названием «Бал-Анат» (Bal-Anat). Она преподавала танец живота, развивая свой метод и терминологию движений, руководствуясь рассказами своего отца-военного, который много путешествовал по Африке и видел, как танцуют беллидэнс египетские танцовщицы. Параллельно интересуясь историей и культурой Индии, Джамила на основе своих обобщений решила видоизменить танец. Она стала интерпретировать марокканские танцы, танцы цыган Алжира и Египта. Она показала американцам племенные, народные групповые танцы со своей спецификой движений, татуировками и костюмами. Она не называла свой стиль трайблом, обозначая его просто как танец живота.
У Джамилы была ученица Маша Арчер, уроженка Киева, которая занималась у нее два с половиной года, а затем решила основать свою труппу «Сан-Франциско Классик Дэнс Трап» (The San Francisco Classic Dance Troupe). Все ее последователи признавали, что Маша была из рук вон плохой преподавательницей, а в костюмах предпочитала чрезмерную эклектику, сочетая несочетаемое. Ее танец был основан в основном на свободной импровизации. Но заслуга Маши Арчер в том, что она увела танцовщиц беллидэнса из кабаре и баров на более уважаемые сцены. Она принципиально подчеркивала, что танец живота — высокое искусство, достойное только большой сцены.
Ученица Маши Арчер, прозанимавшаяся у нее семь лет, Каролина Нериккио (Carolina Nericcio), стала основоположницей одной из разновидностей трайбла — америкен трайбл стайл (American Tribal Style или ATS). Именно Каролина развила и создала этот стиль таким, каков он есть и по сегодняшний день, с уникальной и четко выстроенной системой импровизации, движениями и переходами. В 1987 году она основала свою труппу «Фэт Ченс Бэлли Дэнс» (Fat Chance Belly Dance) — современный эталон, носитель классики трайбл-стиля, пример для подражания трупп со всего мира.
Что представляет собой трайбл в Европе и России?
С 90-х годов трайбл-стиль начал проникать в Европу. Первой его переняла Германия в 1996 году. Стоит заметить, что каждая страна вбирает в себя определенные традиции этого стиля и привносит в него собственные. Немцы соединили трайбл-традиции с традициями западного средневековья. Они называют себя не труппами, не семьями, а кланами, а своих руководителей — «мамочками». Они придумывают своему клану название и эмблему и выступают в средневековых замках.
Вот как рассказывает о трайбле Шарифа (Sharifa), Мать клана Nea`s Tribal (www. TanzOase.de), студия TanzOase, в г. Дилленбург, земля Хессен: «Наш клан состоит из 9 участниц. Мы танцуем вместе с 1999 года, имеем собственные ритуалы и клановый знак — стилизированное изображение танцовщицы в типичной для туземного танца позе, придуманное одной из сестер нашего клана. Нашу группу целиком обучала преподавательница из Fat Chance Belly Dance, и за время учебы мы стали как семья. Летом мы выступаем с импровизированными танцами на многочисленных средневековых ярмарках, устраиваемых на площадях или в парках, где продаются разные мелочи и сувениры, и обычно присутствует элемент развлечения публики — клоуны, канатоходцы, музыкант со старинными инструментами, — ставим нашу собственную богато украшенную палатку, чтобы создать нужную атмосферу. В танцах мы используем кинжалы, сагаты, трости, различные предметы из восточного обихода — например, у нас есть танец с аромакурильницей. На ярмарках мы не танцуем с оголенным животом. Наше умение импровизировать дает нам возможность работать с музыкантами и средневекового направления, которые, как и мы, любят импровизировать. На других мероприятиях, а также в сценических выступлениях, мы исполняем комбинации из импровизации и хореографии. Хореография просто необходима в случае презентации на большой сцене».
Туземный стиль Шарифа коротко охарактеризовала так: «В этом стиле нас привлекает сила, гордость. Я желаю всем женщинам, открывшим для себя трайбл, смелости и радости в этом танце!» Шарифа считает, что трайбл оказывает свое влияние на личность танцовщицы в целом — она становится сильнее. Шарифа преподает этот стиль по всей Германии, давая семинары и мастер-классы.
В России впервые заговорили о трайбле в 2005 году, когда в журнале «Ориенталь» была опубликована статья Лены Джан, танцовщицы из Германии. С ней общалась заинтересовавшаяся стилем Маргарита Дроздова. В декабре в рамках трайбл-вечеринки она провела ознакомительную лекцию-встречу по этому стилю, представив участницам видео-, аудио — и фотоматериалы. В январе 2006 года по приглашению школы восточных танцев «Серебряная ночь» в Москве состоялся мастер-класс Ирины Комаровской (США). С этого началось распространение трайбла в Москве. Занятия по стилю начались в московских филиалах школы в феврале 2006 года. В Санкт-Петербурге трайбл-стиль развивает в собственной студии Наталья Бейкер, заметная танцовщица современного беллидэнса. Наталья привезла этот стиль из Берлина, поэтому он обладает некоторой спецификой трактовки движений и презентации на сцене.
Как выглядит трайбл и чем отличается от классического беллидэнса?
В основном беллидэнс — это египетская техника: вытянутость вверх, легкость, кокетство, соблазнение. Трайбл представляет собой полную противоположность. Это танец женской силы и независимости, в котором внимание уделяется совершенно иной технике и эстетике движений. Практически отсутствует элемент соблазнения, элемент кокетства. Трайбл сочетает племенные танцевальные традиции цыган с элементами, заимствованными из фламенко: гордая осанка, сильные руки, подбородок, спина, достаточно экспрессивная подача движений.
Основа, каркас, на который нанизываются движения, — это корпус: прямая спина, угол подбородка 90 градусов, высокие локти, ровные плечи и обязательно — испанская кисть. Взгляд — чуть свысока, но не надменный. В трайбле действует принцип мышечной изоляции: например, работают только бедра — остальное статично. Также одной из характеристик стиля является выделение определенных движений посредством их изолирования и повторов: например, удары или восьмерки бедрами, круги или восьмерки грудью, которые повторяются несколько раз (при этом не забывайте, что остальные части тела — неподвижны). Шаг — на средних полупальцах, но часто движения опускаются на полную стопу. В основном танец считается на восемь счетов.
Самая характерная особенность трайбл-стиля, следующая из названия, состоит в том, что этот танец исполняется группой (называть ее можно как угодно: племенем, кланом, семьей). Очень важно, чтобы, посылая женскую энергетику публике, танцовщицы поддерживали друг друга во время танца. В этом отношении трайбл можно сравнить с ирландским степом, где работа в теснейшем телесном и зрительном контакте с партнером является неотъемлемой частью выступления.
Трайбл представляет собой групповую импровизацию, состоящую из движений, которые тщательно изучаются участниками группы и исполняются всеми одинаково. Чаще всего в группе — четыре–пять танцовщиц с одной ведущей, роль которой попеременно исполняют все или почти все участницы танца. Все связки основаны на системе символов, знаков, подаваемых ведущей. Переходы от одного движения к другому обозначаются движением рук, поворотами и сменой направления.