Студия восточного танца ДЖУМАНА г. Пермь

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Саиди

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Происхождение танца: Одним из стилей восточного танца является Саиди (Saidi), стиль фольклорный (народный), его название происходит от названия местности Эль Саид (El Said) на Юге Египта между Гизе (Gizeh) и Эдфу (Edfuh). Словом «Саиди» обозначается все, что имеет отношение к этому региону.
В Египте живёт множество народностей, считается, что самый зажигательный и опасный темперамент принадлежит именно народу Саиди. Мужчины этой области очень любят красивые усы – они их специально выращивают и холят, потому что большие и длинные усы – это признак благополучия и богатства, особенно если к усам прилагается оружие, золото и четыре жены. Есть поговорка, которая звучит так «Самый красивый мужчина может посадить на свои усы орла». Традиционно в местности Саид неизменным атрибутом «экипировки» любого мужчины были длинные тяжёлые трости, которые изготавливались из бамбука и использовались как оружие.

Есть три ключевых слова: Тахтиб, саиди, ракс-аль-ассайя.

Сначала был ТАХТИБ, а уж потом – все остальное.

Мужской Саиди - Тахтиб
Слово «Тахтиб» обозначает танец танец с тростями и в действительности является битвой на тростях между мужчинами, чтобы показать свою силу. Тахтиб является старейшей формой египетского военного искусства. Танец Тахтиб является танцем военного искусства со времён фараонов. Фараоны изображали сцены овладения данным боевым искусством на стенах своих замков для того, чтобы их солдаты смогли таким образом, обучиться. Под Тахтибом, в то время, подразумевали боевое искусство. Древние Египтяне показывали фехтования палками или бой на палках в качестве дани уважения Фараону. Данный вид фехтования, возможно, был основан на реальной системе боевого искусства, которая использовалась в бою. Тахтиб это особая форма искусства, в котором объединены существующая техника ведения боя на палках, эстетическое искусство и принцип игры или шоу. Тахтиб – один из любимых танцев на празднике, свадьбе, открытиях фестивалей, праздниках сбора урожая. Этим танцем мужчины увлекаются в качестве занятий для траты свободного времени, хобби или для приобретения навыков самообороны.
Тахтиб претерпел много изменений за долгие годы, прежде чем он стал разновидностью танца с тростью. Трость в этом танце является символом мужества, а именно мужского начала. Танец изначально исполнялся только мужчинами, теперь его исполняют и женщины, одетые в мужскую одежду.

http://s47.radikal.ru/i116/0902/df/91b42fde315e.jpg

http://s54.radikal.ru/i143/0902/a2/12c1961bd6a8.jpg

Слово тахтиб означает танец с тростями, который происходит из самой природы столкновений между мужчинами с целью демонстрации своей силы и ловкости. Тахтиб – самое древнее из египетских боевых искусств, дожившее до наших дней. Танец тахтиб – это то, что осталось от боевого искусства как форма. Осталось со времен фараонов. В настенной росписи храмов мы видим в деталях изображения этих движений. В то далекое время тахтиб считался военной тренировкой. Древние египтяне говорили, что владение тростью или бой с тростью это акт, посвященный самому фараону. Владение тростью, вероятно на действительной в то время системе боя, где сражались со щитом и мечом, и правила щита и меча постепенно перешли в умение управляться с палкой. Боевая трость появляется вначале как оружие. В обучении работе с тростью были несомненные преимущества. Но главное достоинство этих занятий состояло в том, что солдаты египетских войск пребывали в постоянной тренировке военных навыков, а, значит, всегда были готовы к сражениям. Тахтиб – это особая, специально созданная форма, в которой сосуществует: готовность к реальному поединку, игра и охота, состязание и развлечение. И, поскольку тахтиб – занятие воинов, внутреннее содержание этих движений ВСЕГДА НАПОЛНЕНО ДОСТОИНСТВОМ, ГОРДОСТЬЮ, СОЗНАНИЕМ СОБСТВЕННОЙ СИЛЫ. Верой в силу своего духа. Это придает линиям тела четкость, движениям – изысканный рисунок, а взгляду – царственность и величавость. Никакой суеты.

Саиди – это фольклор .

Со временем обнаруживается целая серия фольклорных танцев с тростью или тростями. Один из них – наш саиди. Настоящий фольклорный саиди – танец сильной половины. Трость – это символ власти и могущества, фаллический символ, заявляющий о мужской силе. Конечно, танцевали и женщины. Первоначально – без тростей и это было похоже на балади. Те, кто бывал на деревенских свадьбах в Египте, рассказывают, что там до сих пор женщины танцуют под музыку саиди очаровательный, сдержанный, полный достоинства танец. Без трости. В нем нет дикости и прыжков. Он грациозен и движения его подчинены особой символике.
Сила и достоинство. Никакой суеты. Весело, но без дикости и высоких прыжков. Это земной и теплый танец. На первый взгляд манера исполнения тяжеловата, но это потому, что фокус действия – в нижней части тела. Это вам не изящный, летящий ракс. Это сама земля, ее плотность и дыхание, ее тепло и удивительная способность рождать. Это веселье и естественность движения.

Ракс-аль-ассайя – кабаре-стиль

Кабаре-стиль предыдущего столетия, как и вся массовая культура, многое упростил и создал ракс-аль-ассайя в том виде, в каком мы понимаем и видим его сейчас: женщина в беллиданс-костюме, часто с блестящей тростью. Трюки. Мы на конкурсах часто говорим «саиди», а сами выходим с ракс-аль-ассайя. Добавим сюда незнание типичных связок и нежелание слышать музыку. Беллиданс-костюм вместо традиционной галабеи, покрытой головы, нечеткая техника исполнения, отсутствие достоинства и незнание манеры. Это не саиди! Придумайте другое название такому танцу и заявитесь соответственно.  Есть в египетском ракс-аль-ассайя нежность, грация, чисто женское кокетство и… все-таки достоинство.

Одежда для саиди

Мастера говорят, что танец с тростью вообще-то лучше танцевать в дуэте или в группе.
Традиционная мужская одежда для исполнения саиди состоит из длинных брюк, часто вообще не заметных под очень длинной галабей  с широкими рукавами, и длинного шарфа на голове.
Женщины в этом фольклорном танце носят платья беледи с поясом и шарфом вокруг бедер. На голове – платок. В Египте всегда можно купить настоящие украшения для саиди – массивное ожерелье, напоминающее подвешенный за спинку полумесяц, и серьги.

Костюм для ракс-аль-ассайя, конечно более кокетлив. Вы можете выбрать платье как облегающее, так и свободное, без рукавов, с короткими или длинными рукавами. Есть еще интересный вариант «прилагающихся» к платью рукавов: вы можете их одеть или снять. Рукава могут быть облегающие или наоборот пышные, в форме колокола. Разрезы на платье тоже традиционны по бокам до колена или чуть ниже бедра. Материал: от простого хлопка до люрекса, а вообще - ваша фантазия. Используют и бархат, и подобие атласной ткани, и бифлекс. На бедра платок или шарф (можно с монетами). На голову – платок.

Если у вас классическая постановка и в ней есть фрагмент саиди – вы танцуете всю постановку, и этот фрагмент тоже в костюме ракс. Тогда ваши инструменты – умение переключать состояние и внутренний темпоритм. Манера саиди все равно должна быть сразу заметна.

Музыка для этого танца

Звуки Тахтиба можно узнать всегда. Они особенные. Это древние звуки, как и инструменты, из которых они рождаются: Тахвол (tahvol) – большой барабан с низким, густым звуком и пронзительная дудка (мизмар). Барабан не только большой, но и двусторонний, его «носят» на прочном ремне, спереди.
Музыканту доступны обе стороны тахвола и для игры на них он использует две палки. Правая рука держит ту палку, что тяжелее, у нее солидный, тяжелый на вид набалдашник. Это палка для «думов» (Doom), для сердца ритма, для низких, сочных звуков. В то время левая рука более легкой палкой переключает на другие более высокие и стремительные звуки. Такой звук называется Kah думы, глубокие по звучанию, получаются при ударе тяжелой палкой в самый центр барабана, «кахи» - более высокие звуки, извлекаемые более легкой палкой, ударяющей по краю.

Музыка для саиди обычно играется на традиционных инструментах, таких как рабаба (Rababa) – «прабабушка» современной скрипки, мизмар (Mizmar) – своеобразный рог, испускающий длинные, жалобные звуки и разные перкуссионные инструменты, такие как думбек (dumbek) и табла беледи (tabla beledi). Музыка области Саид имеет особый ритм, размер которого – 4/4 и люди обычно называют Маклуб (Makloub).существует несколько вариаций этого ритма. К примеру, одна из версий – вместо одного дума вначале играется два. В целом этот ритм играется так: Dum Tak ke Tak Dum Dum Tak ke Tak или так: Dum Tak Dum Dum Tak.

Ритм саиди очень популярен. Многие современные арабские мелодии строятся на саиди. Послушайте Наташу Атлас, Джорджа Вэссуфа. Найдите их музыкальные сборники. Это примеры качественной популярной музыки.

Как танцуется саиди?

Как и во всяком фольклоре, в саиди есть традиционные музыкальные фрагменты, которые вы должны узнавать. Для этого нужно слушать много разной фольклорной музыки. Но для чего нам их узнавать? Во-первых, когда мы слышим знакомые фрагменты – мы всегда знаем, где акценты. Еще лучше, если мы представляем, как нужно двигаться, «озвучивая» эти акценты. Прежде, чем сделать свою постановку саиди – остановитесь и оглянитесь. Никто не спорит, вероятно, у вас хореографическое чутье и, может быть, даже талант. Но вдруг было что-нибудь и до вас? Вдруг египетский народ уже давно придумал «вкусные», красивые соответствия «музыка-движение»? Вдруг что-то сделали Махмуд Реда и Фарида Фахми? И дело не в том, что мы знаем движения. Мы НЕ ТАК слышим музыку. Нам всем, и хорошо, и плохо танцующим, и безмерно талантливым – НАМ НУЖНО УЧИТЬСЯ! Очень часто египтяне хватаются за голову, когда наблюдают наше, европейское понятие соответствия «музыка-движение»! Ритм саиди предлагает нам совершать определенные шаги. Шаги саиди. Помните, «покачивание» назад и «подача» вперед с оживленным прыжком? Хотя слово «прыжок» - слишком громкое для этого движения. Просто прищелкивание пяткой не отрываясь от земли. Ритм саиди содержит в первой своей части дум-так, которые как раз подходят для шага на переднюю ногу, в то время как задняя нога отрывается, зависая в воздухе. Вторая часть ритма – дум-дум-так гораздо «тяжелее» по звучанию. На нее и «ложится» шаг назад и следующее прищелкивание пяткой. Шагов, связок, устойчивых фрагментов в саиди огромное количество. Изучайте опыт старых и новых мастеров. Работа с тростью – отдельная, большая, но, в сущности, целиком практическая тема. Остались только руки. Они гораздо проще, чем в raqs el sharqi. Никаких «волн» и изгибов. Руки в саиди – народные.

Информация взята с сайта: http://samira.dn.ua

2

http://s40.radikal.ru/i089/0902/fc/f4987848997f.jpg

http://i041.radikal.ru/0902/83/559a8e62dbb6.jpg

http://s59.radikal.ru/i165/1004/d1/7d30bbe2f6f9.jpg

http://s002.radikal.ru/i200/1004/de/0d8d328921e6.jpg

http://s05.radikal.ru/i178/1004/1a/48883cfac8e1.jpg

3

Трость для Саиди:
Традиционно трость изготавливают из бамбука, она может быть как прямой, так и с загнутым крючком на конце. В настоящее время изготовляют и пластиковые трости, обернутые блестящим скотчем. Украшенные бисером и пайетками трости выглядят красивее, но при этом тот кончик трости, за который вы будете её вращать должен быть или отполирован или обтянут мягкой тканью, так как пайетки могут серьёзно ранить руку. Длина трости должна быть до середины живота (до пупка).
http://s51.radikal.ru/i132/0902/ef/2fc455e7a129.jpg

Я предпочитаю работать с обычными тростями - обтянутыми блестящим скотчом.

4

Есть несколько простых правил для выбора трости для танца:

Трость должна быть максимально прямой,
Трость должна быть не слишком тонкой и не слишком толстой - удобный диаметр - около 2 см.
Трость должна быть отбалансированна: центр трости при проверке баланса должен находиться примерно по середине; небольшие отклонения допустимы. Обычно центр равновесия смещен в сторону крючка (вообщем-то это логично). :)
Центр надо как-то для себя обозначить, чтобы во время исполнения трюка "балансировка трости на голове" вы не тратили много времени для поиска равновесного положения трости.

5

Техника владения тростью имеет очень огромное значение для танца Саиди. Женщины в танце больше прилагают усилий на балансировку и интересные вращения своих небольших лёгких тростей. Они используют трость и движения с тростью в качестве «рамки», подчёркивающей движения телом. Самые эффектные приёмы работы с тростью в танце Ракс эль Ассайя – вращение трости, балансирование тростью на голове, груди, бедре в сочетании с непрекращающимся танцем. Все это делает стиль Саиди необыкновенно привлекательным и интересным.

Однако следует заметить, что во многих восточных странах балансировка тростью на груди считается неприемлемой - это унизительно для женщины. Раньше на мастер-классах нам об этом не говорили.

Лишь когда стали привозить в Россию именитых педагогов из Египта - о традициях и манере исполнения саиди узнали Россиянки именно от них   http://s49.radikal.ru/i124/0904/60/2c53202be831.gif  .

Платье для танца беледи и платье для танца саиди - это разные вещи. Внешне они очень похожи, но есть некоторые различия:

Платье для беледи: воротник-стойка, даже при глубоком вырезе, рукав облегающий, длиной до локтя, возможно и удлиненный с небольшим расклешением и разрезом от локтевого сгиба. Цвет в полоску тоже более характерен для беледи.

Платье для саиди: горловина с круглым вырезом безо всякого воротника, рукава больше и свободнее с вариациями (например, облегающий до локтя, от локтя - расширяющийся треугольником к низу), два выреза по боковым швам чуть выше колена
И еще, костюмы для стиля саиди бывают: фольклорными (классическая галабея), стилизованными (с вырезом спереди, откуда выглядывает лиф) и модерновыми (очень и очень стилизованными - всякие вырезы, сеточки, со вставками из прозрачной ткани - как подсказывает фантазия).

Но если вы хотите танцевать фольклор (т.е. под музыку саиди, с характерными движениями), то для этого подойдет только фольклорный костюм или слегка стилизованный.

Если это просто Ракс Асайя, или любой фэшн саиди, как часть ориентальной программы, то можно танцевать в любом костюме.
И следите за тем, чтобы не уронить трость. Махмуд Реда говорил, что если какой-то аксессуар падает во время танца, это все равно, что у вас упали трусы на сцене.  http://www.kolobok.us/smiles/standart/blush.gif  Поэтому совет -  много репетировать, прежде чем выходить на сцену с асайей.

Все балансировки тростью - на плече, голове, кисти - не являются исторически сложившимися элементами фольклорного саиди. Их, по словам Реды, изобрели уже эстрадные танцовщицы, поэтому он относит эти элементы к ракс аль асайя.

В постановке сугубо традиционного саиди они нежелательны, поскольку вносят момент стилизации. Точно так же к эстрадному шоу, а не к фольклору, он относит танец мужчин с двумя тростями. Кроме того, мужчины в танце высоко прыгают, обязательно демонстрируя свою обувь конкурентам - ведь обувь в народной египетской культуре была - и остается - предметом гордости.

А вот женщины, по словам Реды, в саиди не должны отрывать носки от земли и совершать мощные прыжки - они исполняют этот танец традиционно в более расслабленной и тяжелой манере, чем мужчины. Иными словами, прыгать им лениво , поэтому они вместо прыжков используют акценты на пятки. Манера исполнения женского саиди игрива и весела  http://s61.radikal.ru/i172/0902/04/7ccb374d4bf4.gif  , мужского - воинственна и собрана  http://i028.radikal.ru/0907/37/d9854248821a.gif 

Мадам Фарида Фахми уделяла больше внимания обращению с тростью. По ее словам, любое "елозенье" тростью по животу, груди, бокам воспринимается арабами как непристойность - асайя в этом случае превращается в фаллический символ, а весь танец танцовщицы - фактически в "имитацию полового акта" (слова мадам Фахми). В фольклоре это недопустимо. В принципе на сцене тоже, но Фарида констатировала, что, к сожалению, сейчас танцовщицы ракс аль асайя забывают о приличиях все чаще. Поэтому в фольклорном саиди никаких балансов на груди, на бедре, на животе, между грудями (как это тоже можно видеть) нельзя допускать. Трость должна быть на достойном расстоянии от тела.
Еще Фарида Фахми рассказала, что не стоит в дуэтах использовать популярный баланс "живот в живот", когда трость упирается в животы танцовщиц, стоящих друг против друга - это воспринимается в арабской культуре как порнография, а вовсе не как удачный трюк...

Если женщина берет для танца не асайю, а тахтиб - это уж точно сценическое шоу и к фольклору не имеет отношения.

В фольклорном саиди почти нет трясок. "Шимми", как называет тряски Фарида Фахми, вообще в египетском фольклоре традиционно не используются - ведь фольклорные танцы это публичные танцы народных праздников, а на людях приличная женщина из народа никогда не станет трясти бедрами. Даже грудная тряска исполняется не грудью, а плечами, размеренно и без "колыхания".
правда, в постановке, которую давал Махмуд Реда, была тряска, но очень короткая, всего на два счета.
Диафрагмальная тряска вообще не используется в саиди.
Вообще Фарида Фахми говорит, что в фольклоре следует избегать синтеза разных движений в одном. иными словами, будьте проще и в технике и в хореографии, без сценических наворотов - тогда это будет фольклор. все движения шире и размереннее, чем в классическом ракс шарки, больше на стопе, чем на полупальцах.

Мо Геддави на мастер-классе по саиди (Оазис, 2008) говорил, что манера женского саиди - это манера жизнерадостной молодой девушки, даже если исполнительнице далеко за 50.  http://www.kolobok.us/smiles/he_and_she/girl_hide.gif 

При подготовке материала была использована информация с сайтов: skarabeystars.ru, beledi.ru, http://orientalfest.ucoz.ru

6

NUOR (Татьяна Федяява)

7

http://www.youtube.com/watch?v=8bHrdeCGHQU

саиди в исполнении группы "Зейна"



создать свой форум бесплатно